СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА

Eski şeer (Старый город)

Страрый городКомпозиция «Старый город» — это образ архитектуры Крыма в прошлом и в предполагаемом будущем полуострова.

Разнообразие строений характерных для регионов Крыма собрано в одной композиции. Среди домов виднеются величественные минареты, отличительная черта исламской архитектуры, неотъемлемая часть городов и истории полуострова.

Использование теплых цветов и нежного растительного орнамента передает настроение радости и доброты.

Irfan nuru (Свеча знаний)

свеча знанийЦентром композиции является источающий свет цветок, изображенный в виде пламени — символ Божьей мудрости и всеобъемлющего знания дарованного нашим Создателем. Симметричная, устойчивая композиция выражает духовное равновесие, мудрость в решении жизненных и логических задач, волю в жизни и успех в интеллектуальном соперничестве.

В основании расположен треугольник – знак земли. Чаша на земле символизирует дом, книгу, человеческую память — вместилище знаний. Цветы, расположенные по обе стороны пламени отображают людей стремящихся к знаниям. Мелкие листочки на ветке – берекет, в языке орнамента крымских татар знак материального, духовного и физического благополучия. Завершает композицию гвоздика – учитель, центр накопленного опыта и просветления.

Yas aile (Молодая семья)

молодая семьяСемья это одна из самых важных клеточек общества, здесь рождаются дети, формируются ценности, происходит передача опыта, обучение.

Особую радость приносят молодые семьи, которые только начинают цвести и понимать счастье семейной жизни.

Центральным символом композиции является тюльпан, этот цветок в искусстве крымских татар символизирует молодого мужчину. Внутри тюльпана изображена роза – знак женщины. Такое совмещение изображений двух, казалось бы, разных цветков, олицетворяет единение парня и девушки, скрепленных узами любви.

У основания композиции расположена лодка, символ пути и движения. Этот знак несет в себе пожелание преодоления препятствий на жизненном пути и сохранение семейных ценностей на протяжении всей жизни.

Плоды-цветы, произрастающие из центрального знака, изображены спелыми, раскрытыми, щедро раздающие свое содержимое во благо процветания и благополучия.

İmayeci (Защитник)

зищитник«И Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и ее слабость увеличивается по мере того, как растет ребенок». (Сура Лукман, аят 14).

Защита одна из основополагающих функций мужчин и юношей, которые несут ответственность за своих родных и близких.

Роза, расположенная в центре композиции, обозначает женщину-мать — источник тепла, любви, добра и милосердия, воспитательницу будущих поколений, носительницу традиций семьи и народа.

Солнцевидная розетка вокруг розы состоит из группы стилизованных тюльпанов. Этот цветок в орнаменте крымских татар символизирует молодого юношу. В данной композиции изображения тюльпанов образуют круг, означающий защиту и заботу о женщине-матери, знак которой находится в центре круга.

Опирается весь орнамент на треугольник находящийся у основания композиции, который в традиционном крымскотатарском орнаменте символизирует землю, основу существования.

Сосуд, покоящийся на треугольнике, означает дом.

Изображение тюльпана с пышными лепестками, расположенного в верхней части композиции, олицетворяет главу семьи, отца и мужа.

Множество цветов распускающихся на ветвях древа несут в себе пожелания развития у подрастающего поколения силы, отваги и мужественности.

Qadın bahtı (Женское счастье)

В центре блюда располагается крупное стилизованное изображение миндального дерева — бадем, обозначающего на языке крымскотатарского орнамента молодую девушку. Орнаментальная структура родового древа, прорисованная внутри этого знака это — пожелание создать семью и воспроизвести потомство. Задача, являющаяся главным предназначением будущей женщины. Настоящее счастье женщина испытывает тогда, когда находиться под опекой мужчин, в детстве — отца, далее мужа, а в старости – сыновей и внуков. Кипарисы вращающиеся вокруг основного символа, означают динамичных, сильных, готовых охранять и защищать женщину мужчин, вершины – головы которых склонены в сторону центрального знака.

Яйцо символ зарождения, сохранения и продолжения жизни. Оно оплетено мелким цветочным орнаментом, который означает будущую молодую поросль, молодое поколение.

Altın nar (Золотой гранат)

zolotoy_granatВ крымскротатарском декоративном искусстве орнамент родового древа выполняет роль программы развития рода и его благополучия.

Центральная вертикаль композиции представляет собой формулу семьи. В основании орнаментов находится треугольник символизирующий землю — основу существования. Кувшин, изображенный выше — знак дома, жилища. Центральным мотивом всего орнамента является кипарис, крепкое, устойчивое, устремлённое ввысь дерево, которое означает мужчину, главу рода. Гранат, завершающий это движение – символ женского плодородия и богатства. Гранаты, расположенные по обе стороны являются программой образования новых семей.

Расходящиеся в стороны ветки с множеством мелких плодов мотив «берекет». Этот рисунок символизирует ежедневный труд, приносящий духовное и материальное благополучие.

Звёзды в форме цветов — астральные знаки. Они обозначают, чередование дня и ночи, чередование времён года, порядок в окружающей человека природе.

Usta evi (Дом мастера)

dom_masteraЦентральным элементом данной композиции является дом. Изделия,изображенные внутри него, указывают на ремесло его хозяина.

Изображение лодки у основания строения символизирует движение, путь к совершенствованию мастерстваи своего внутреннего мира.

Мелкие элементы растительного орнамента означают результат труда,берекет (с крымтат. языка достаток).

Qaytarma

qaytarmaХайтарма – традиционный танец крымских татар, в переводе означает возвращение. Для крымских татар это не просто танец, это ритуал который хранит в себе источник достоинства нации, ее характер и культуру.

В орнаменте композиции «хайтарма» три ветви, чередующиеся друг за другом по кругу, символизируют цикличность процессов природы, бесконечность и бессмертие.

Движение мотива ветки начинается из спирали, знака рождения и развития. Ветвь огибает плод и возвращается к истоку, оканчиваясь цветком гвоздики, который в орнаменте крымских татар символизирует мудрость и накопленный опыт.

Богатая, яркая и контрастная цветовая гамма крупных деталей, обилие мелких элементов передают композиции праздничное и радостное настроение.

Küneşli şeer (Солнечный город)

solnechniy_gorodСолнечный город это сказка. Волшебный образ аутентичного крымского мира, купающегося в море игристых лучей солнца. Город, завораживающий магией насыщенных цветов, красочностью палитры и яркими контрастами передаёт ощущение сказки, воплощение красоты, роскоши и изобилия.

Город выстроен вокруг солнца, подобно деревьям стремящимся вверх, растущим и развивающимся.

Стремление к светилу, постоянное движение вверх, это один из основных принципов жизни на земле, ведь жизнь и есть стремление к свету, добру, и обновлению.

Ibadet (Поклонение)

poklonenie_blyudoПоклонением являются все действия и поступки одухотворенные искренней верой в Создателя.

Слон — одно из самых больших и сильных созданий на земле. Изображение его в форме квадрата, самой устойчивой фигуре, усиливает характер композиции, внушает уверенность и непоколебимость.

Могучее животное, склонившееся на колени, олицетворяет искреннее поклонение и абсолютную покорность. Ритмичные мелкие элементы, цветы, символизируют обращение, молитву, важнейшую форму поклонения Всевышнему — Милостивому.

Yolcu (Путник)

putnik_blyudoВерблюд – корабль пустыни, несущий сокровища сквозь время и пространство. Животное символизирующее выносливость и преодоления самых тяжелых препятствий. След верблюда в восточных странах читается как знак путника и дороги.

В данной композиции верблюд находится в лодке, которая также является символом пути, что указывает на пожелание лёгкого преодоления препятствий. Ноша на спине верблюда наполнена фруктами, что символизирует — труд, духовное и материальное благополучие. Вокруг верблюда расположены треугольники – молитвы, обращенные к Всевышнему. Благодарность за дарованные им блага, и защитой, не сойти с истинного пути установленным Господом миров

Egri dal (Изогнутая ветка)

izognutayа vetka_blyudoОснова данной композиции построена на изогнутой S-образной линии.

Динамичная, изменчивая и гибкая, ветка символизирует воду и свойства женской сущности. Начало ветки образуется из спирали, знака развития. Стилизованные цветы произрастающие на ней символизируют членов семьи, уважение, любовь и дружбу между ними. Роза-мать, тюльпан-отец, миндаль-дочь, маленькие тюльпаны-сыновья, наследники. Ритм мелких элементов – обозначает «берекет», ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие.

Qaplı baqa (Черепаха)

cherepaha_blyudoС древних времен черепаху почитали во многих странах мира как символ долголетия, защиты, силы и мудрости.

Орнаментальное древо в крымскотатарском декоративном искусстве, как правило, символизирует семью. Его изображение на крепком панцире черепахи — пожелание стабильности и защищенности всего рода. Мотивы тюльпанов, преобладающие в орнаменте, означают юношей, наследников, опору будущего. Лапы черепахи направленные в четыре стороны — возможность выбора направления для поставленной цели.

Движение вверх олицетворяет размеренное и последовательное продвижение по жизненному пути. Нерушимость веры и знаний человека.

Tañri ve Umay (Тенгри и Умай)

tengri i umay_blyudoГлавные божества тюркского пантеона Тенгри — Умай в крымскотатарской традиции именовались Танры — Майе.                                                               Согласно авторской интерпретации, основанной на национальных космогонических представлениях, данный орнамент олицетворяет союз верховного бога Танры и богини Умай.                                                                            Мифологические мужской и женский символы – это два пересекающихся треугольника, слившихся в шестилучевую звезду.                                         Эта звезда вписана в шестилепестковую розу, как символ вселенской любви. Умай, которая в свою очередь находится под защитой правосудного, благодетельного Неба.                                                                                               Земные сады расположились дальше от центра и идут цветущей каймой по краю «схемы мироздания».

Хотите узнать еще больше?

Есть еще несколько способов ближе познакомиться с крымскотатарским орнаментом

Спросите Рустема

Тема крымскотатарского орнамента очень большая. Оригинальных орнаментов и стилеобразующих элементов больше нескольких сотен. Узнайте больше у Рустема Скибина или дизайнеров студии El-Cheber.

Загляните в Форум

Вполне вероятно, что нужная тема уже обсуждается в нашем Форуме. Если нет, то Вы можете предложить свой вопрос к обсуждению.